При использовании надувной лодки есть риск пробить воздушную камеру. Такое обычно происходит при транспортировке или подготовке лодки к заплыву, а иной раз и непосредственно в процессе сплава. Обзор расскажет о том, как заклеить пробитую лодку.
Острые края различных предметов (посуда, якорь, рыболовные снасти, инструмент) легко рассекают поверхность надутого баллона. И некогда устойчивая на плаву лодка начинает сдуваться, медленно или быстро, зависимо от характера повреждения.
При порезе или проколе надувной лодки совсем нет необходимости в излишних огорчениях. Ведь сегодня есть немало способов для быстрого и надежного восстановления пробитой лодки.
В руках умелого мастера место пробоя обретает высочайшую прочность и герметичность, без существенного изменения внешнего вида восстановленной поверхности.
Ниже пойдет речь про ремонт надувной лодки из резины и ПВХ.
Методы ремонта пробитой лодки из ПВХ и резины
Стоит сразу заметить, что сегодня надувные камеры из ПВХ (поливинилхлорида) практически полностью вытеснили резиновые аналоги. Но лодки из резины все же используются и сегодня.
Технологии ремонта воздушной камеры из ПВХ и резины имеют некоторые отличия между собой, которые касаются как подготовки пробитой поверхности, так и используемой клейковины.
Статья будет по большей части посвящена ремонту надувных лодок из ПВХ. Про восстановление резиновых камер будет рассказано в заключительной части обзора.
Восстановление надувной камеры из поливинилхлорида может осуществляться следующими способами:
- Наклейка заплатки
- Нанесение жидкой латки
В прошлом пробои надувных камер ПВХ устранялись наклейкой заплатки в условиях повышенной температуры, своего рода вулканизация. Сегодня же наряду с классической заплаткой применяется так называемая жидкая латка. Оба метода позволяют добиться примерно эквивалентного эффекта герметизации пробоя.
Как заклеить пробитую лодку из поливинилхлорида.
Ремонт надувной лодки ПВХ наклейкой латки
При покупке надувной лодки в составе набора плавательного средства можно обнаружить так называемый ремкомплект.
Ремонтный комплект представлен отрезком материала ПВХ прямоугольной или округлой формы. Как правило, отрезок поливинилхлорида имеет тот же цвет, что и лодка. В некоторых случаях ремкомплект включает в свой состав и специализированную клейковину.
Традиционная заплатка хорошо подходит для герметизации:
- Точечных проколов
- Длинных порезов
- Обширных пробоев и разрывов
При использовании заплатки следует помнить, что латка для восстановления должна перекрывать повреждение минимум на 2 (см) со всех сторон.
Если устраняется длинный прокол или обширный разрыв, то место повреждения следует предварительно залатать иголкой с ниткой. При крупных разрывах, со сплошным отверстием, рекомендуется пришить латку по размеру повреждения.
Процесс наклейки заплатки выглядит следующим образом:
- Готовим заплатку. Нужно вырезать из материала ремкомплекта латку оптимальной формы. Латка должна быть ровной и аккуратной. Это позволит восстановленной поверхности не бросаться в глаза.
Многие мастера предпочитают работать с заплатками округлой формы. Если порез длинный, то заплатку можно сделать продолговатой с обрезанными углами (овальной).
В латках прямоугольной формы может наблюдаться задирание углов.
- Обезжириваем место пробоя и латку. Для снятия жировой пленки следует использовать технический спирт. Допустимо применение и ацетона. Смачиваем ветошь и протираем поверхности, которые будут склеиваться.
В заплатке из ПВХ нужно обезжиривать глянцевую сторону. Матовая же сторона ПВХ должна смотреть наружу.
Нужно обязательно обезжирить и кисточку. Обезжиренные поверхности должны полностью обсохнуть к моменту нанесения клея.
- Готовим клей. Для ремонта поливинилхлоридной камеры нужен специальный клей. В инструкции к применению клейковины должно быть указано, что средство совместимо с ПВХ.
Клей может быть как односоставным, так и двухкомпонентным.
Мастера рекомендуют предварительно вылить готовый к использованию клей на широкую поверхность (пластиковую крышку или тарелку). Так проще контролировать забор клея кисточкой.
- Наносим клей. Следует обработать клеем как место прокола, так и латку. Толщина слоя клейковины должна быть минимальной. Нужна тонкая пленочная поверхность из клея.
Перед нанесением клея многие мастера обводят место будущей латки при помощи маркера. Разметка контура позволит аккуратно нанести клей и точно наложить латку.
После нанесения клея следует подсушить обработанные поверхности. Время подсыхания обычно указывается в инструкции к клею. Как правило, обработанные клеем поверхности сохнут около 10-15 минут.
Не следует торопиться с приклеиванием латки. Обычно за время выдержки обработанные клейковиной поверхности успевают полностью подсохнуть. Это нормально, так и должно быть.
- Прогреваем место прокола и латку. Для нагрева нужен промышленный фен. Температура нагрева должна составлять в пределах 70-100 С.
Поверхность на самой лодке рекомендуется прогревать примерно до 70 С, а латку можно подогреть и до 100 С. Но на отдельной подложке, подальше от лодки.
- Наклеиваем латку на место прокола. Склеивать нужно точно и аккуратно, с первого раза. Лишь в этом случае можно добиться высокой прочности соединения и хорошей герметизации.
После нанесения латки рекомендуется разравнять поверхность с сопутствующим уплотнением соединения. Для этой цели можно воспользоваться обычной столовой ложкой или любым другим аналогичным предметом, с гладкой и выпуклой поверхностью.
Наклеенной латке нужно дать выстояться не меньше 12 часов при комнатной температуре, 18-25 С. После этого лодку можно надуть для проверки результата. Использовать лодку для сплава допустимо лишь через 48 часов после наклейки заплатки.
Что еще нужно знать про ремонт надувной лодки из резины и ПВХ.
Ремонт надувной лодки ПВХ жидкой латкой
В последнее время в обиход мастеров по ремонту надувных лодок и воздушных камер начала входит так называемая жидкая латка. Это специальный состав на основе клейковины для ПВХ.
Жидкая латка выполняет сразу 2 функции:
- Адгезия с проникновением в молекулярную структуру ПВХ
- Герметизация повреждения
То есть данное средство хорошо проникает вглубь поверхностей вокруг прокола, а также создает при застывании защитную оболочку, по аналогии с латкой.
Процесс ремонта надувной лодки при помощи жидкой латки выглядит следующим образом:
- Определяем место прокола. Повреждение следует пометить, если оно мелкое.
При восстановлении длинных порезов или крупных разрывов место повреждения следует предварительно сшить. В разрыв с крупным отверстием нужно вшить латку из ПВХ.
- Обезжириваем место склейки. Нужно протереть область прокола спиртом или другим растворителем.
- Наносим на повреждение жидкую латку. Если прокол мелкий, то можно обойтись одним слоем. Если же устраняется длинный порез или другое крупное повреждение, то жидкую латку нужно наносить 2 раза, с выдержкой 10 минут.
При нанесении жидкой латки место восстановление нужно расположить горизонтально. Давления в воздушной камере быть не должно.
Время выдержки жидкой латки обычно составляет 10-12 часов, после чего лодку можно надуть для проверки результата. На заплыв рекомендуется выходить через 24 часов после поклейки жидкой латки.
Ремонт надувной лодки при помощи жидкой латки осуществляется гораздо легче и быстрее, чем наклейка заплатки. При этом в результате получается прочное и герметичное соединение.
Клейковина вязкого средства становится после отвердевания одним целым с оболочкой воздушной камеры. Это то же самое, что и сварочный шов на металлической поверхности.
Как заклеить пробитую лодку из резины.
Ремонт резиновой надувной лодки
Ремонт резиновой воздушной камеры несколько отличается от восстановления ПВХ.
- Перед обезжириванием поврежденной поверхности резину в месте прокола нужно зачистить наждачной бумагой. Данный прием позволяет увеличить шероховатость поверхности, которая будет подвергаться склеиванию.
Для зачистки резины обычно используют наждак с зернистостью Р800 или даже с более мелким зерном.
- Для герметизации прокола потребуется специальный клей. Если ПВХ не сильно тянется при надувании камеры, то резиновая лодка будет заметно увеличиваться в объеме. По этой причине нужен клей, который будет сохранять эластичность.
- После нанесения латки место герметизации нужно положить под пресс.
Разумеется, для восстановления резиновой лодки наилучшим вариантом будет горячая вулканизация. Но в условиях домашней мастерской подобную процедуру вряд ли получится осуществить, по крайней мере без наличия опыта в этом деле.