Виды пластичных, вязких и жидких смазок, как выбрать смазку для ремонта и сервисного обслуживания

Важным этапом ремонта и обслуживания различного инструмента, оборудования, узлов и механизмов является обновление смазки на контактных поверхностях и парах трения. Ниже можно будет узнать, какие виды смазок существуют.

Как понятно, первую попавшуюся под руки смазку использовать ни в коем случае нельзя! Смазка должна полностью подходить как к материалам, которые подвергаются смазыванию, так и условиям эксплуатации обслуживаемой техники (оборудования).

При использовании неподходящей смазки обслуживаемое оборудование может очень быстро выйти из строя. Часты случаи, когда неправильно подобранная смазка разъедает обработанные поверхности. Неподходящая смазка может подгорать, закоксовываться, засыхать или испаряться.

Как выбрать смазку по агрегатному состоянию и степени вязкости.

Классификация смазочных материалов

При ремонте и обслуживании различных узлов и механизмов чаще всего используют следующие виды смазок:

  1. Пластичные (консистентные)
  2. Вязкие (полутекучие, полужидкие)
  3. Жидкие

Дополнительно еще различают твердые смазки. Но на стадии ремонта или обслуживания техники твердые смазочные вещества практически не используются. К твердым видам смазки можно отнести: графит, дисульфид молибдена, тефлон и пр.

Твердая смазка может добавляться в пластичные, вязкие и жидкие смазочные вещества. В этом случае твердая смазка будет выполнять роль присадки (антикоррозионной, противозадирной, высокотемпературной).

Теперь подробнее про виды смазок.

Пластичные смазки

Смазку пластичного типа еще называют консистентной. Характерной особенностью пластичных смазок является пастообразное агрегатное состояние. Пластичная смазка не растекается, что во многих случаях является весомым преимуществом.

Находясь в состоянии густой пасты смазка будет оставаться на контактных поверхностях при самой активной работе механизмов, с наличием вибрации, встрясок и прочих аналогичных нагрузок.

Смазка консистентного (пластичного) типа часто применяется в подшипниковых узлах, цепных и зубчатых передачах.

Смазки пластичного типа отличаются особым составом. Данная разновидность смазочных материалов состоит из:

  1. Масла (75-95%)
  2. Загустителя (5-20%)
  3. Присадок (1-10%)

Роль загустителя выполняет омыляющий щелочной раствор, что делает из масла мыло. Тип мыльной основы определяет многие свойства консистентной смазки, такие как стойкость к влаге, диапазон рабочей температуры, скорость засыхания и пр.

  • Широкое распространение получили пластичные смазки с добавлением литиевого мыла (загустителя). Литий делает консистентную смазку термостойкой. ЛИТОЛ-24 позволяет смазке сохранять свои эксплуатационные свойства в температурном диапазоне от –50 до +180 С.

Дополнительно ЛИТОЛ обладает хорошей устойчивостью к воздействию влаги. Смазки с добавлением литиевого мыла не размывается влагой. ЛИТОЛ хорошо подходит в тех случаях, когда оборудование будет эксплуатироваться во влажной среде.

  • Если в роли загустителя используется кальциевое мыло, то пластичная смазка демонстрирует хорошую устойчивость к влаге. Но кальциевый загуститель слабо переносит нагрев свыше 150 С.

Кальциевая пластичная смазка известна человечеству с античных времен. Древние шумеры, 3500 г до н.э., применяли оливковое масло (топленый свиной жир), загущенное известковым раствором, для смазывания колесных осей повозок.

Консистентная смазка на основе кальциевого загустителя нередко применяется на плавательных судах, но в тех узлах и механизмах, которые не склонны к повышенному нагреву.

  • Существуют пластичные смазки на основе загустителя из натриевого мыла. Консистентная смазка с натриевым загустителем обладает расширенным диапазоном температурных режимов, в среднем от –50 до +180 С.

Консистентная смазка с натриевой мыльной основой была запатентована в 1849 году.

Из минусов натриевой пластичной смазки можно отметить слабую сопротивляемость влаге. Натриевая смазка раскисает, растекается и растворяется в атмосфере с повышенным уровнем влажности.

Консистентную смазку с натриевой мыльной основой целесообразно применять в тех узлах и механизмах, которые эксплуатируются в атмосфере с умеренным уровнем влажности.

Как выбрать смазку с полужидкой консистенцией.

Полужидкие смазки

Полужидкая (полутекучая) смазка занимает промежуточное положение между пластичной пастообразной смазкой и жидким маслом. Вязкие полужидкие смазки еще называют редукторными.

Данная разновидность смазочных материалов растекается по контактным поверхностям, в отличии от густой пасты. Полужидкие смеси имеют допуск для использования в системах с принудительной циркуляцией смазки.

Вязкая смазка намного дольше задерживается на поверхности пар трения, она полностью не стекает в поддон, как это бывает с жидким маслом.

Вязкая полутекучая смазка обычно применяется в узлах и механизмах с закрытым герметичным корпусом. При наличии в корпусе зазоров вязкая консистенция может вытечь, если не полностью, то большая половина точно выйдет.

Широкое распространение получили следующие марки редукторной полужидкой смазки:

  • Трансол-100 – смазка предназначена для тяжелонагруженных червячных редукторов, мотор-редукторов, зубчатых зацеплений. Смазочный материал имеет хорошую водостойкость. Диапазон рабочих температур: от –30 до +130 С.
  • СКП-М – смазка для средненагруженных редукторов с картерной конструкцией и системой принудительной циркуляции смазочного материала. Допустимая рабочая температура: от –30 до +100 С.
  • ОЗП-1 – полужидкая смазка для зубчатых передач с открытой конструкцией. Смазочное вещество используется при температуре от –5 до +70 С.

Полутекучие (полужидкие) вязкие смазки производятся из тех же компонентов, что и пластичные пастообразные смазочные материалы. Отличается лишь процентное соотношение масла и загустителя. Количество загустителя в полужидких смазках заметно уменьшено.

Какие еще существуют виды смазки.

Жидкие смазки

Смазочные материалы с хорошей текучестью называют жидкими. Как правило, жидкие смазки состоят из масла (90-99%) и присадочных добавок (1-10%). Смазку жидкого типа нередко называют просто маслом.

Загуститель добавляется лишь в тех случаях, когда нужно приспособить смазку под эксплуатацию в тех или иных климатических зонах.

  • Для холодного климата нужна смазка с максимально возможной текучестью, чтобы масло как можно меньше густело на холоде.
  • Для теплого климата используют смазку с повышенным уровнем вязкости, чтобы смазочный материал при повышенной температуре не протекал через сальники, прокладки и прочие уплотнительные элементы.

Повышенная текучесть масла позитивно сказывается на работе системы принудительной циркуляции смазки. Жидкое масло легко перекачивается насосом, оно легко проходит по тонким и узким каналам циркуляции.

Если жидкая смазка выбирается для сервисного обслуживания и ремонта двигателей и трансмиссий, то потребуется масло, стандартизированное по нормам SAE. Масло для ремонта и сервисного обслуживания промышленного оборудования, станочной техники и инструментов должно соответствовать нормам и стандартам ISO.

Жидкие смазочные масла можно классифицировать по типу основы. Масло может быть:

  1. Минеральным
  2. Синтетическим
  3. Органическим

Масла минерального типа получают из нефтепродуктов. Синтетические масла изготавливают на основе искусственных углеводородных соединений, а также полимеров и прочих аналогичных веществ. Органические масла создаются на основе масел растительного происхождения (кокосовое масло, оливковое и др.).

В продаже можно встретить полусинтетические масла, которые являются смесью минерального и синтетического сырья, а в некоторых случаях и органического.

Каждая из масляных основ (минеральная, синтетическая, органическая) имеет свои преимущества и недостатки. Масло подбирается в соответствии с техническим состоянием обслуживаемого агрегата, а также исходя из используемых рабочих режимов и общих условиях эксплуатации техники.

Как выбрать смазку с учетом ее назначения.

Классификация смазочных материалов по назначению

Многие мастера проводят выбор смазки по ее целевому назначению:

  1. Высокотемпературная
  2. Морозостойкая
  3. Редукторная
  4. Цепная
  5. Для резьбовых поверхностей
  6. Антифрикционная
  7. и пр.

Существует отдельная категория смазочных материалов, которые имеют полный допуск для использования в условиях повышенной влажности. Это лодочная смазка, материалы для смазывания узлов и механизмов, которые работают во влажной среде.

Есть смазка для электрических двигателей. Различают смазку, которая приспособлена для применения в оборудовании для пищевой промышленности. Такая смазка является экологически чистой.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий