Как чалить металлический трос, как самому сделать надежные петли на концах троса

Одной из лучших разновидностей грузоподъемных строп по праву считается традиционный металлический трос. Строп из стального троса обладает повышенной надежностью и долговечностью.

Первый металлический трос появился в 1837 году. Изначально тросы заплетались вручную. В 1840 году был разработан аппарат для машинного плетения троса.

Чтобы превратить трос в полноценную грузоподъемную стропу, придется прибегнуть к так называемой чалке. Если при работе с веревочным тросом обычно применяют простую и быструю узловую вязку петель, то к стальному тросу узлы неприменимы. Для изготовления петель на стольном тросе не обойтись без заплетания жил.

В обзоре будет рассказано, как заплести петли на концах троса.

Что такое чалка металлического троса

Чалка троса – вплетание кончиков жил в само тело грузозахватного органа. В результате чалки получают петли и кольца, при помощи которых производится фиксация, подвешивание и перемещение грузов.

При зачаливании концов троса петли (кольцо) становятся одним целым с самим грузозахватным органом. Под нагрузкой вплетенные в структуру троса жилы прижимаются соседними витками. В этом случае можно быть уверенным, что концы троса не размотаются и не выскользнут из переплетения.

Чалка металлического троса позволяет получить высоконадежные петлевидные проушины, которые хорошо подходят для работы с увеличенной весовой нагрузкой.

Простейший металлический трос диаметром 3-4 (мм) рассчитан на подъем веса до 200-300 (кг).

Разумеется, грузозахватные петли можно изготовить и без переплетения (чалки), при помощи стяжных хомутов. Но металлический тросовый строп с проушинами на хомутах не будет иметь допуска для работы с более-менее тяжелым весом. Хомутовые стяжки могут гарантировать безопасность подъема грузов массой лишь до 20-30 (кг).

Как зачалить петли на концах троса небольшого диаметра.

Чалка петель на тонком металлическом тросе, диаметр до 5-7 (мм)

Если петли чалятся на тонком тросе, до 5-7 (мм), то можно всю работу выполнить вручную, без верстака и тисков. Потребуется минимальный набор инструментов и расходных материалов:

  1. Тонкий стержень (гвоздь 150 мм)
  2. Нож
  3. Изолента

Металлический трос начальных типоразмеров имеет достаточно мягкую и эластичную структуру. В тросах же более крупного диаметра, больше 7-10 (мм), структура грузозахватного органа является более грубой и жесткой. При чалке металлических тросов большого размера не обойтись без зажимных тисков, ударного клина и молотка.

Итак, как зачалить трос. Чалка петель на тросе небольшого диаметра выполняется следующим образом:

  • Делим трос на 2 равные части. Проще всего делить трос острым концом гвоздя. Но подойдет и плоская отвертка.

Как правило, трос имеет 6 основных жил и центральную нить, которую называют «кабалкой». На данном этапе нить разматывать и обрезать не нужно.

Кабалка используется для повышения жесткости троса, а также смазки витковых жил изнутри.

Делим трос на 2 части, по 3 витка в каждой. На одной из половин будет намотана нить.

  • Разматываем половинки троса. Нужно размотать трос на такую длину, чтобы петля соответствовала конкретно взятой задаче, для которой будет применяться будущая стропа.

Универсальная среднестатистическая стропа имеет длину петли около 10 (см). Для создания петли такого размера нужно размотать трос примерно на 35 (см).

  • Сворачиваем две части троса в петлю. Нужно изогнуть кончики кольцом.

  • Накручиваем на петлю первый конец. Нужно намотать конец половинки троса с соблюдением виткового шага. На петле будут ответные части навивки. Следует просто вплести конец троса в уже существующую навивку.
  • Накручиваем на петлю второю половину троса. Вторая половина троса наматывается аналогичным образом, только в зеркальном отражении.
Читайте также:  Мини-теплица: самые удачные решения парников, как самому сделать мини-теплицу

После навивки половинок троса на петлю кончики окажутся у самого основания, где произошло разветвление.

  • Разматываем и срезаем кабалку, которая находится на одном из концов троса. Данная нить уже не нужна, так как в самом теле троса есть центральная нить.

  • Вплетаем концы в основное тело металлического троса. Для вплетание кончиков в трос потребуется металлический стержень.

Размещаем стержень у самого основания, где концы сходятся с тросом. Затем нужно завернуть стержень по ходу навивки жил. В процессе заворачивания начнуть вплетаться кончики троса.

Нужно вкрутить стержень до самого конца разделенных половинок троса. Затем стержень следует просто выдернуть

Даже при аккуратном разделении половинок троса на кончиках остается неаккуратный край, бахрома. Торчащая в разные стороны металлическая проволока может представлять опасность как для рук пользователя, так и различных предметов, которые будут находиться рядом при хранении и транспортировке металлического троса.

  • Закрываем кончики разделенных половинок троса. Для этого обычно применяют изоленту. Многие чальщики отдают предпочтение термоусадочному рукаву. Термоусадка имеет более высокую прочность, надежность и долговечность. Она не подвержена самопроизвольному разматыванию.

В случае применения термоусадочного рукава следует заранее надеть термоусадку на трос, еще до разделение кончиков и заплетания петли. Нужно надеть термоусадку для обеих сторон грузоподъемной стропы.

Как заплести петли на концах троса большого диаметра.

Чалка петель на металлическом тросе большого диаметра, от 10-15 (мм) и более того

В тросах крупного типоразмера используются весьма толстые жилы, что делает грузозахватный орган намного более жестким. На больших по диаметру тросах вполне реально изогнуть и заплести само кольцо, как это делают в тонких тросах. Но вплести половинки в тело троса, при помощи стержня, точно не выйдет.

Чтобы не надрываться при проворачивании стержня в само тело троса, следует каждую из жил по отдельности вплетать в общую свивку. Для этого потребуются дополнительные приспособления:

  1. Верстак с тисками
  2. Стержень
  3. Молоток и плоскогубцы

Чалка металлических тросов увеличенного диаметра производится по следующей схеме:

  • Размечаем длину петли и фиксируем трос в тисках. Многие мастера используют дополнительные тиски, чтобы закрепить основной трос. В противном случае трос может изгибаться, что создаст определенные неудобства.

Если делается петля длиной 10 (см), то следует предусмотреть запас троса не менее 40-50 (см). Запас нужен для того, чтобы было за что хвататься при протягивании жил через тело троса.

  • Поддеваем стержнем верхнюю жилу на основном теле троса, под петлей.

Некоторые мастера используют сразу 2 стержня. Более тонкий стержнем поддевается свива, а вторым стержнем уже создается зазор. Чтобы вогнать стержень в тело троса, может потребоваться молоток.

В роли стержня рекомендуется использовать большую ударную отвертку.

  • Разматываем верхнюю (первую) жилу на конце троса. Первая жила разматывается до начала петли.

  • Продеваем первую жилу в зазор между первым и вторым витками на общей смотке. Жилу нужно хорошо подтянуть, чтобы сошелся нижний край петли.

  • Разматываем вторую жилу. Отсчет жил ведется строго по часовой стрелке, по ходу навивки тела троса. Далее нужно сделать зазор под следующим витком на тросе и продеть в него размотанную жилу. Так делаются все 6 жил.

Кабалку сразу обрезаем, чтобы она не мешалась.

  • Переворачиваем трос на 180° и крепим петлю в тисках.

  • Жилы по порядку продеваются под витки со смещением на одну прядь. То есть размотанная жила должна заходить под свою же прядь далее по тросу.

Как правило, каждая из жил вплетается в трос минимум 3 раза, с переворачиванием троса на 180°. То есть нужно повторить цикл вплетания 6-ти жил 3 раза.

Если трос предназначен для выполнения какой-то ответственной работы, как при такелаже дорогостоящего оборудования, то лучше всего вплести жилы не 3, а 4 раза подряд.

Как зачалить трос большого диаметра более более простым способом.

Быстрое изготовление петель с использованием хомутовых стяжек

При погрузо-разгрузочных работах с более-менее тяжелыми фасовками не принято использовать стропы с простейшими хомутовыми стяжками.

Разумеется, существуют стропы с приличным уровнем надежности и долговечности, которые используют хомутовые стяжки. Но в этом случае применяются петли с частичной завивкой концов троса.

  • Трос делится пополам, как при использовании тонкой стропы.
  • Далее половинки троса скручиваются в петлю и наматываются на кольцо. По такому же принципу чалятся металлические тросы небольшого диаметра.
  • Если в тросах маленького типоразмера кончики вкручиваются в тело стропы, то при использовании крупного троса этого сделать не получится, по крайней мере без использования специальной навивочной машины. Располовиненные кончики троса прижимаются к телу стропы при помощи хомутовых стяжек.

Чалку такого типа нередко называют «ленивым огоном». Хомутовая стяжка петли с частичной навивкой кольца способна выдерживать повышенные нагрузки. Данный метод обычно используют в тех случаях, когда нужно быстро изготовить стропы для такелажа не сильно тяжелых грузов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий