Лакокрасочный слой обеспечивает хорошую защиту подложки от влаги, которая заставляет металл ржаветь, а древесину преть. Дополнительно ЛКИ создает хороший декоративный эффект. Но со временем любое лакокрасочное покрытие разрушается.
Старая краска отслаивается и трескается, из-за чего ЛКИ перестает защищать подложку, а также снижает декоративную ценность изделия/объекта.
В среднем срок службы большей части лакокрасочных покрытий составляет 3-5 лет. Это при условии уличной эксплуатации ЛКИ. В теплых сухих помещениях лакокрасочная защита способна держаться намного дольше.
Если лакокрасочный слой износился (протерся), вспучился и потрескался, то ЛКИ следует как можно быстрее обновить. В противном случае подложка со временем повредится, а также утратит декоративный эффект. Чтобы обновить защитно-декоративное покрытие, предварительно нужно полностью снять старую краску.
Методы удаления старого лакокрасочного слоя
Различают 3 основных способа, как снять старую краску:
- Механический
- Термический
- Химический
Метод очистки старой краски выбирается в зависимости от площади/размера и геометрии изделия (объекта), типа подложки, свободного времени и сил маляра, а также его финансовых возможностей.
Теперь подробнее про методы удаления старого лакокрасочного слоя.
Механическая очистка старой краски
Самым простым и эффективным средством борьбы со старым лакокрасочным слоем является механическое воздействие при помощи абразива или острой кромки. Для механического удаления краски используют:
- Шпатель
- Скребок и шабер
- Металлическую щетку
- Шлифовальную насадку
- Наждачную бумагу
- Пескоструйный аппарат
- Мойку высокого давления
Механическая очистка может быть как ручной, так и с использованием электро- или пневмоинструмента. Если объем работы является небольшим, то многие маляра отдают предпочтение простым, дешевым и надежным ручным средствам механической очистки: шпателю, металлической щетке и шлифшкурке.
Вручную вполне реально зачистить от старой краски: окно, дверь, отопительную батарею и пр. Как снять старую краску при выполнении большого объема работы.
Но когда перед маляром стоит задача очистки большого количества окон, дверей, батарей, то будет крайне сложно обойтись без мощного и производительного электроинструмента (пневмоинструмента). Обычно используют болгарку со шлифовальной или щеточной насадкой.
При очистке от старой краски каких-то деликатных поверхностей, таких как мебель или кузовной обвес автомобиля, используют эксцентриковую шлифмашинку с мелкоабразивной шлифовальной накладкой.
Как очистить старую краску быстро и качественно.
Пескоструйная обработка
Отдельной категорией средств механической очистки выступает обработка сыпучим абразивом (песок, дробь). При использовании пескоструйного аппарата получается добиться качественной шероховатой поверхности подложки. Это однородная матовая поверхность, которая многократно улучшает адгезию новой краски.
Не нужно забывать и про высокую производительность пескоструйного аппарата. На сегодняшний день в продаже можно найти множество пескоструев, которые обеспечивают возможность удаления старой краски со скоростью 20-30 (м2/ч). Конечно, существуют и более производительные аппараты, вплоть до 100 (м2/ч), но такие системы очистки используются лишь в производственных условиях.
Как очистить старую краску более простым способом, с меньшей потерей сил и времени.
Термическая очистка старой краски
Большая часть лакокрасочных покрытий не рассчитаны на эксплуатацию в условиях высокого нагрева, до 200-300 С. При воздействии большой температуры краска оплавляется, вспучивается и отслаивается от подложки.
Для нагрева старого лакокрасочного слоя обычно используют:
- Строительный фен
- Открытое пламя горелки
Наиболее безопасным является, конечно же, нагрев при помощи фена. В этом случае очищаемая поверхность обрабатывается просто горячим воздухом, без пламени, дыма и копоти.
Касательно производительности, топливная горелка (газовая, бензиновая) демонстрирует более высокую эффективность. Температура открытого пламени находится в пределах 800-1200 С, что позволяет более быстро и легко снимать старый лакокрасочный слой.
Разумеется, удалять старую краску топливной горелкой лучше всего на открытом воздухе. Если работать с пламенем в помещении, то потребуется хорошая вентиляция. Не лишним будет и щит противопожарной безопасности.
Промышленный же фен можно использовать как внутри помещений, так и на улице.
После нагрева старого лакокрасочного слоя маляру потребуется шпатель или скребок. Данный метод можно считать наполовину механическим, так как после термической обработки не обойтись без соскребания старой краски острой кромкой механического инструмента.
Если старая краска снимается с большой по площади поверхности, то вместо классического ручного скребка лучше всего использовать реноватор с насадкой в виде традиционного шпателя. Осцилляторная техника многократно упростит выполнение трудоемкой работы по удалению отслоившейся старой краски.
Какие еще существуют методы удаления старого лакокрасочного слоя.
Химическое удаление старой краски
Маляра, которые ценят свои силы и время, стараются избегать «лишних движений». Опытные мастера возлагают самые трудоемкие этапы удаления старой краски на плечи специализированных чистящих средств.
В этом случае вместо длительного нагрева, утомительного шлифования и соскребания в ход пускается растворитель, который проникает вглубь краски, попутно разрушая старый защитно-декоративный слой.
Ключевым преимуществом химического метода удаления старой краски является сохранение целостности подложки. То есть металл (древесина), из которого может состоять основание, не подвергается ни грубому механическому воздействию, ни сильному нагреву.
Растворитель краски не следует использовать лишь в том случае, когда подложка является пластиковой.
Различают несколько разновидностей растворителя краски:
- Жидкий
- Вязкие
Если краска снимается с ровной горизонтальной поверхности, то можно применять простейшие жидкие средства, которые легко растекаются.
При очистке наклонных, рельефных, горизонтальных или даже потолочных поверхностей следует использовать вязкие гелеобразные средства.
Вязкая жидкость сможет длительное время оставаться на наклонных или горизонтальных/потолочных поверхностях.
Для улучшения эффекта химической смывки старой краски по лакокрасочному слою рекомендуется дополнительно пройтись наждачной бумагой или шлифмашинкой. Смысл предварительной механической обработки заключается в создании матирования. Растворитель намного лучше и быстрее проникает в матовую поверхность.
Как понятно, механическая обработка заключается не в глубоком воздействии на слой старой краски, а лишь в поверхностной обработке, которая обычно проводится легко и быстро.
После непосредственного растворения старого лакокрасочного слоя поверхность нужно будет очистить механическим способом. Но в отличии от простой необработанной краски, размягченный лакокрасочный слой снимается как никогда легко и быстро.
Что еще нужно знать о том, как снять старую краску.
Пример химического растворения старого лакокрасочного слоя
- Делаем поверхность лакокрасочного слоя матовой и шероховатой. Для этого следует слегка пройтись по старой краске шлифмашинкой. Не следует стараться сточить краску. Эту работу лучше доверить растворителю.
- Готовим смывку краски. Растворитель лучше всего предварительно подогреть до температуры 30-40 С. Заливаем смывку в краскопульт.
Если растворитель представлен вязким гелем, то наносить средство придется вручную.
- Наносим растворитель на матовую поверхность старого лакокрасочного слоя.
Для ускорения смывки старой краски рекомендуется дополнительно прогреть обработанную поверхность строительным феном.
- Ждем, пока смывка не проникнет в глубинные слои лакокрасочного слоя. Обычно время ожидания составляет 10-20 минут. Точное время выдержки следует уточнить в инструкции к смывке старой краски.
- Убираем размягченную и отслоившуюся краску. Для этой работы обычно применяют шпатель.
Если смывка старой краски не сработала, значит маляр нарушил какой-то из этапов очистки.
Многие мастера пропускают этап матирования старого лакокрасочного слоя. Да, обычно в инструкции к применению растворителей об этом не пишут. Но предварительная механическая обработка многократно повышает проникающую способность смывки вглубь краски.
Заметное улучшение растворяющего эффекта наблюдается и при дополнительном прогревании уже обработанной смывкой поверхности. В этом случае реакция растворения протекает на порядок быстрее и глубже.