Ремонт мотоблока: износ прокладки ГБЦ, двигатель мотоблока ест масло

Сердцем мотоблока является двигатель внутреннего сгорания, бензиновый или дизельный, который рано или поздно потребует ремонта.

Мастера многих сервисных центров отмечают, что лидером списка наиболее уязвимых мест ДВС является прокладка ГБЦ (головки блока цилиндров). В обзоре будет рассказано о замене прокладки ГБЦ на мотоблоке.

Это интересно! Дизельный двигатель демонстрирует более высокую надежность и долговечность, чем бензиновый мотор. Дизельный ДВС среднестатистического мотоблока мощностью 5-7 (л.с.) имеет наработку на отказ в пределах 4000 моточасов. Бензиновый ДВС с аналогичной мощностью отрабатывает до капремонта всего лишь около 1500 моточасов.

Проблемы с прокладкой ГБЦ актуальны для мотоблоков с мощным приводом, от 5 (л.с.) и выше, которые снабжаются ДВС с водяным охлаждением. Простенькие же мотоблоки мощностью до 3-4 (л.с.) используют воздушное охлаждение ДВС. Прокладка ГБЦ маломощного мотоблока имеет простую конструкцию, в которой практически нечему изнашиваться.

Ниже будет рассмотрен процесс ремонта мотоблока.

Как определить износ прокладки ГБЦ на мотоблоке

Вначале следует отметить, какие функции выполняет прокладка головки блока цилиндров:

  1. Герметизация соединения ГБЦ и блока цилиндров
  2. Предотвращение смешивания антифриза и моторного масла
  3. Предотвращение протекания антифриза и масла в камеру сгорания

Со временем прокладка ГБЦ мотоблока усаживается и деформируется, а в некоторых случаях и вовсе прогорает. Очень часто износ данного уплотнителя ведет к подмешиванию моторной смазки к антифризу или же охлаждающей жидкости к маслу.

Довольно широко распространена поломка, когда через прогоревшую прокладку ГБЦ в камеру сгорания начинает гнать антифриз или моторное масло. Часты случаи, когда двигатель мотоблока есть масло.

Наиболее точный результат диагностики техсостояния прокладки ГБЦ обеспечит лишь демонтаж головки блока и визуальный осмотр уплотнителя. Но при отсоединении ГБЦ прокладка автоматически становится непригодной. По этой причине, если и пришлось снимать ГБЦ, для сервиса клапанного узла, поршневой группы или любому другому поводу, то прокладка ГБЦ должна точно идти под замену.

Для контроля технического состояния прокладки ГБЦ мотоблока без демонтажа головки блока цилиндров пользуются следующими способами:

  • Проверка охлаждающей жидкости. Следует проконтролировать как уровень антифриза, так консистенцию жидкости.

При износе прокладки ГБЦ нередко наблюдается ускоренное снижение уровня антифриза. Дополнительным признаком износа уплотнителя головки блока цилиндров мотоблока является наличие в охлаждающей жидкости масляной пленки.

  • Контроль пузырьков воздуха в радиаторе. При повреждении прокладки ГБЦ мотоблока может наблюдаться проникновение выхлопных газов в охлаждающий контур.

Нужно на запущенном моторе открутить пробку на радиаторе охлаждающей жидкости и понаблюдать за наличием пузырьков из выхлопа. Если пузырьки появляются, значит есть высокая вероятность износа прокладки ГБЦ.

В более-менее мощных мотокультиваторах у заливной горловины радиатора есть патрубок отведения избыточного давления. Как правило, к данному патрубку подключается шланг, ведущий на отдельную емкость для сбора конденсата антифриза. Если свободный конец шланга поместить в воду и из него на запущенном двигателе будет активно выходить воздух, значит пробило уплотнитель. Нужна будет замена прокладки ГБЦ на мотоблоке.

  • Проверка моторного масла. Нужно контролировать как уровень смазки, так и саму консистенцию.

Об износе прокладки ГБЦ на мотоблоке будет свидетельствовать как активный масложор, так и подмешивание антифриза к маслу. В последнем случае моторная смазка станет менее вязкой, может наблюдаться изменение цвета и запаха сервисной жидкости.

Достаточно опасно, когда двигатель мотоблока есть масло, так как силовой агрегат может заклинить.

Проверять моторное масло следует по контрольному щупу. Специалисты рекомендуют делать проверку моторной смазки ежедневно, на протяжении всего периода эксплуатации мотокультиватора.

  • Контроль работы выхлопной системы. При повреждении прокладки ГБЦ мотокультиватора и проникновении антифриза или моторной смазки в камеру сгорания будет наблюдаться увеличение выхлопа.

Выхлопной газ обретет белесый или сизый оттенок, зависимо от типа жидкости, которая попадает в камеру сгорания ДВС.

Нередко при прогорании прокладки ГБЦ охлаждающая жидкость начинает сочиться через соединения на воздуховоде и выхлопной трубе.

Замена прокладки ГБЦ на мотокультиваторе

Наибольшему износу подвержен уплотнитель головки блока на ДВС с водяным охлаждением. Прокладка ГБЦ мотоблока меняется не только при непосредственном износе уплотнительного элемента, а и при каждом случае отсоединения головки блока цилиндров от БЦ.

При повторном сжатии прокладки ГБЦ уже не будет обеспечиваться надлежащий уровень герметичности прилегающих поверхностей. В целях экономии некоторые мотористы садят старую прокладку на герметик. Но подобный ремонт является лишь временной мерой!

  • Перед разборкой двигателя мотоблоку нужно дать время остынуть. Специалисты рекомендуют приступать к ремонту, когда температура мотора снизится до 25 С.

Если приступить к разборке горячего двигателя мотокультиватора, можно повредить резьбовой крепеж. В некоторых случаях деформируется фланцевая поверхность ГБЦ.

  • Лучше всего полностью слить охлаждающую жидкость из радиатора.
  • Крайне желательно поставить поршень в положение ВМТ. Это делается совмещением меток на шкиве привода и корпусе. Нужно просто вручную прокрутить шкив по направлению вращения привода, обычно по часовой стрелке.
  • Снимаем систему воздухоподготовки. Воздуховод фиксируется к блоку цилиндров мотокультиватора при помощи фланца. Крепление обычно представлено 2 болтами под ключ на 17.

Нередко между фланцем воздуховода и блоком цилиндров располагается прокладка. Как понятно, если уплотнитель порвался, его нужно будет заменить. При отсутствии прокладки контактные поверхности нужно хорошо зачистить и при обратной сборке узла обработать термостойким герметиком.

  • Отсоединяем выхлопную трубу. Она расположена с противоположной стороны воздуховода и крепится аналогичным образом.

  • Отсоединяем трубку топливопровода от карбюратора. Предварительно нужно выкрутить пробку на бензобаке, чтобы сбросить давление в системе.

Для безопасной работы с прижимной гайкой потребуется специальный ключ с дополнительным фиксатором. В противном случае грани гайки быстро залижутся.

Что еще нужно сделать, чтобы заменить прокладку ГБЦ на мотоблоке.

  • Снимаем трубку возвратной магистрали бензопровода. Обычно вместо трубки используется гибкий шланг, который фиксируется на патрубке хомутом.

  • Откручиваем клапанную крышку. Чаще всего крышка клапанного узла крепится при помощи центральной гайки.

  • Отсоединяем трубку маслопровода. Если не открутить масляный шланг, то не получится демонтировать ГБЦ мотокультиватора.

  • Откручиваем крепежные гайки ГБЦ. Всего 4 точки крепления. Выкручивать гайки следует крест-накрест, поочередно отпуская каждую из гаек буквально на четверть оборота.

В процессе демонтажа ГБЦ очень легко деформировать фланцевую поверхность. Головка блока снимается только на холодном двигателе и только с соблюдением схемы откручивания крепежа.

Если ГБЦ мотоблока поведет, то соединение всегда будет пропускать, даже при использовании абсолютно новой высококачественной прокладки.

  • Демонтируем ГБЦ мотоблока. Головку блока нужно аккуратно снять со шпилек.

  • Осматриваем прокладку и прилегающие поверхности на блоке цилиндров и ГБЦ.

Тщательно зачищает фланцевые поверхности на БЦ и ГБЦ. Далее следует проверить кривизну привалочных поверхностей.

Как показывает практика, к 5-7 сезону эксплуатации мотоблока фланец ГБЦ уже имеет заметные следы коррозии и механической выработки. Ставить обратно головку блока нужно лишь после специальной механообработки. Поверхность фланца должна быть доведена буквально до зеркального блеска.

После выравнивания ГБЦ следует заменить прокладку ГБЦ на мотоблоке и собрать узел в обратной последовательности.

Что еще нужно знать про ремонт мотоблока.

Как самому выровнять фланец ГБЦ на мотоблоке

Чтобы убрать следы коррозии и механической выработки с привалочной поверхности ГБЦ, следует передать головку блока на мехобработку. Наилучшим вариантом является фрезерование фланца ГБЦ.

Разумеется, далеко не у всех есть доступ к фрезерному станку. В этом случае можно попробовать самостоятельно подравнять ГБЦ. Делается это при помощи шлифования наждачной бумагой.

Потребуется стекло, желательно потолще, 5-7 (мм). Нужна будет и шлифшкурка с разной зернистостью. Для первичной шлифовки подойдет наждак Р400. Финишную обработку лучше всего произвести бумагой Р800 и Р1000.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий