При осуществлении разгрузки, погрузки или просто вывешивания тяжелых предметов рекомендуется использовать грузоподъемную таль. В статье будут даны советы и рекомендации о том, как выбрать грузоподъемную таль.
Прообразом современной грузоподъемной тали является классический ворот, которым в прошлом оснащались колодцы, для спуска и подъема ведра. В 1877 году появилось грузоподъемное устройство с храповым тормозным механизмом, как у традиционной тали.
Грузоподъемная таль – устройство для манипулирования тяжелыми предметами. Такой механизм позволяет поднимать и спускать грузы, а также подвешивать и даже перемещать различные тяжести.
Среднестатистическая ручная таль рассчитана на подъем груза весом до 2-3 (т). Если таль оснащается электромотором, грузоподъемность увеличивается до 5-7 (т), а в некоторых случаях и более того.
Отличительной особенностью тали от лебедки является наличие стопорного (храпового) механизма. Фиксатор не позволяет грузу падать под своим весом, если привод выпустить из рук.
Основными элементами грузоподъемной тали являются:
- Барабан
- Редуктор
- Привод
- Грузоподъемный орган
Таль может дополнительно оснащаться системой полиспастов и передвижной тележкой.
В обзоре пойдет речь про виды грузоподъемной тали.
Сфера применения грузоподъемной тали
Грузоподъемное устройство в виде тали можно задействовать на любом объекте, где время от времени появляется необходимость в погрузо-разгрузочных работах, перемещении и вывешивании всевозможных тяжестей.
Грузоподъемная таль наиболее часто используется на следующих объектах:
- Складское хозяйство
- Ремонтная мастерская
- Производственный участок
В отличии от классической кран-балки, грузоподъемную таль получится подвесить практически в любом месте. Лишь бы консоль для подвешивания была рассчитана на весовую нагрузку, с которой придется работать устройству.
Грузоподъемной талью можно легко, безопасно и удобно вывешивать двигатель автомобиля, во время ремонта силового агрегата. Таль подойдет для подъема и спуска грузовой тары (ящиков, мешков и пр.). При помощи такого грузоподъемного устройства можно производить монтаж и демонтаж различного оборудования, сборочных узлов и агрегатов.
Виды грузоподъемной тали
Существует большое количество модификаций тали, которые отличаются между собой не только грузоподъемностью, но и конструктивным исполнением.
Грузоподъемные тали принято классифицировать по типу привода. Различают 2 разновидности тали:
- С ручным приводом
- Электрические
Тип привода влияет на грузоподъемность техники.
Как выбрать грузоподъемную таль ручного типа.
Таль с ручным приводом
Ручная таль использует для подъема груза мускульную силу пользователя. При этом для работы с тяжестями не требуется больших усилий. Встроенный в таль редуктор позволяет многократно увеличивать приложенную к приводу мускульную силу.
Таль дает возможность поднять груз массой 2-3 (т), при этом на привод достаточно воздействовать усилием, как для подъема веса 5-10 (кг).
Различают несколько основных разновидностей ручной тали:
- Рычажные
- Цепные
От подтипа привода зависит главным образом лишь высота подъема груза.
Теперь подробнее про виды грузоподъемной тали.
- Ручная таль с рычажным приводом – для передачи усилия на привод используется рычаг с рукояткой для удобного хвата.
Как правило, рычажная таль дает возможность поднимать груз на высоту не более 2-3 метров. Такие модели подвешиваются на высоте вытянутой руки.
Привод в виде рычага имеет несколько преимуществ:
- Простота транспортировки
- Удобство эксплуатации
Рычажная система является надежной, долговечной и практичной.
Конечно, небольшая высота подъема сильно ограничивает сферу применения тали.
- Ручная таль с цепным приводом – усилие на привод передается соединенной в кольцо цепью. При перетягивании цепи звенья передачи вращают приводную шестерню редуктора.
В данном случае высота подъема грузоподъемной тали ограничена лишь длиной цепи на приводе, а также длиной грузоподъемного органа.
Высота подъема цепной тали обычно составляет 5, 7 или 10 метров, а иногда и более того.
Грузоподъемная таль с цепным приводом нередко используется для погрузо-разгрузочных работ. Такую технику часто применяют для подъема стройматериалов на высоту 2-3 этажей.
Разумеется, в такой технике не обошлось без недостатков. Приводная цепь нередко скручивается и запутывается как при хранении, так и транспортировке. Это доставляет заметные неудобства.
Как выбрать грузоподъемную таль с электрическим приводом.
Таль с электроприводом
Грузоподъемную таль с электрическим приводом обычно называют тельфером. Для создания усилия при поднимании грузов используется не мускульная сила пользователя, а электродвигатель. Моторчик вращает приводную шестерню редуктора.
Электрическая таль дает возможность быстро и безопасно поднимать грузы. Модели с электроприводом рассчитаны в основном на подъем тяжестей весом свыше 3 (т). Хотя среди электрических моделей встречаются тельферы и с минимальной грузоподъемностью, до 1-2 (т).
Как понятно, для работы электрической грузоподъемной тали требуется подключение к электросети. Некоторые тельферы требуют питания от 3-фаззной сети 380 (В). Но большая часть электроталей работает от сети 220 (В).
Для управления талью используется специальный кнопочный блок, который просто свисает с тельфера. Длина провода пульта дистанционного управления определяет высоту подвешивания тали. Но в случае чего многие тельферы позволяют регулировать длину токоведущей проводки ПУ.
Во многих случаях грузоподъемные тали с электроприводом являются более надежными и производительными, чем ручные аналоги. Но тельфер требует к себе больше внимания как при монтаже, так и сервисном обслуживании.
Наличие у тали передвижной тележки
Классическая таль предназначена лишь для подъема, стационарного вывешивания и спускания груза. Но многие производители грузоподъемного оборудования предлагают специальную модификацию тали, которая дополнительно может передвигаться в сторону.
Для передвижения тали в сторону используется колесная тележка. Такие модели подвешиваются к так называемой кран-балке. Это двутавровый металлопрокат, который хорошо подходит на роль подкранового пути.
Тележка может иметь различные варианты привода:
- Ручной
- Электрический
В первом случае тележка проталкивается подвешенным грузом или грузоподъемным органом. Электрические тележки оснащаются двигателем, который и приводит в движение ведущее колесо.
Существуют универсальные тележки. В этом случае к колесной базе можно подвесить практически любую грузоподъемную таль, которая изначально предназначалась для стационарного монтажа на подвесной консоли. Лишь бы тележка соответствовала грузоподъемности тали.
Многие тельферы поставляются уже с предустановленной тележкой, оснащенной электроприводом. В таких моделях на пульте управления предусмотрены кнопки не только вниз и вверх, а еще и вправо, а также влево.
Тип редуктора тали
В продаже встречаются несколько видов грузоподъемной тали:
- С редуктором на зубчатых колесах (шестернях)
- С червячным редуктором
Тип редуктора определяет производительность и надежность грузоподъемного механизма.
- Тали с шестеренчатым редуктором считаются более современными, производительными и надежными. Зубчатое зацепление шестеренок не подвержено проскальзыванию. Редуктор на основе шестеренок намного меньше и легче червячного аналога.
Конечно, тали с редуктором на основе шестеренок будут стоить несколько дороже.
- Тали с червячным редуктором имели широкое распространение в прошлом. Червяк дешевле в изготовлении. Редуктор такого типа имеет предельно простое устройство.
Но у червячной передачи есть немало слабых сторон:
- Червячное зацепление подвержено проскальзыванию
- Редукторы этого типа обладают крупными габаритами и большим весом
Грузоподъемные тали червячного типа встречаются по сей день. Червяк не будет проскальзывать, если не нагружать редуктор свыше 70% от максимальной грузоподъемности тали. Дополнительно червячная передача отличается низким уровнем ремонтной сложности. Червячный редуктор прост в обслуживании.
Способы подвешивания ручной тали
Грузоподъемную таль можно устанавливать различными методами:
- Установка на стационарную консоль – таль крепится к стационарному подвесу, который в свою очередь может быть размешен на стене или любой другой поверхности.
Данный способ монтажа грузоподъемной тали предусматривает лишь подъем, опускание или вывешивание груза. Стационарная консоль не позволит перемещать (транспортировать) груз в сторону.
- Установка на поворотную консоль – так крепится на консоли с шарнирным соединением. Благодаря шарниру появляется возможность манипулировать грузом не только вверх и низ, а также по сторонам.
- Монтаж к двутавровой балке, через тележку – в этом случае грузоподъемная таль обретает колесный ход. Благодаря тележке груз можно не только поднимать и опускать, а еще и транспортировать вдоль балки.
Дальность перемещения груза будет зависеть от длины подкранового пути.