Электрогенератор относится к числу дорогостоящего оборудования, на плечи которого возлагаются ответственные задачи. По этой причине генератор требует к себе повышенного внимания.
Чтобы генератор электроэнергии работал стабильно, эффективно и надежно, такое оборудование нуждается в осуществлении регулярного сервиса, планового технического обслуживания и ремонта. В обзоре будет рассказано про техническое обслуживание генератора.
Откладывание технического обслуживания и ремонта генератора в долгий ящик чревато следующими неприятностями:
- Ускоряется износ силового агрегата
- Работа генератора становится более шумной
- Ухудшается запуск силовой установки
- Оборудование может выйти из строя в любой момент
Опытные пользователи генератора из своего личного опыта знают, что куда дешевле осуществлять полноценный и своевременный сервис электрогенератора, чем тратиться потом на ремонт серьезных поломок.
Ниже представлена информация о ремонте генератора.
Конструкция и слабые места генератора
Все генераторы электроэнергии используют однотипную конструкцию. Такая техника включает в свой состав:
- Силовой агрегат
- Узел преобразования энергии
- Регулирующую и управляющую аппаратуру
Сердцем генератора является узел преобразования энергии. Именно здесь происходит превращение механического вращательного движения в электричество. Сам преобразователь состоит из ротора и статора. За настройку параметров электрического тока отвечают диодный мост и регулятор напряжения.
Для получения механического вращения, которое приводит в движение ротор генератора, используется двигатель внутреннего сгорания. ДВС генератора обычно используют карбюраторную систему топливного питания и воздушное охлаждение.
При эксплуатации электрогенератора пользователю придется контролировать техническое состояние следующих деталей, узлов и механизмов:
- Топливный и воздушный фильтры
- Поршневая группа
- Свечи зажигания и бронепровода
- Обмотка ротора и статора
- Подшипниковые узлы генератора
- Электрощетки и токосъемные кольца
- Регулятор напряжения
- и пр.
Не нужно забывать и про необходимость замены сервисных жидкостей. В регулярном обновлении нуждается моторное масло. Если электрогенератор использует водяную систему охлаждения, то следует время от времени обновлять и антифриз.
Теперь подробнее про сервис электрогенератора.
Структура технического обслуживания и ремонт электрогенератора
Периодичность сервиса напрямую зависит от режимов работы генератора.
Если автономный источник электросети используется в роли резервного и включается 2-3 раза в год, то оборудование не будет требовать частого вмешательства, по крайней мере сложного и трудоемкого.
Электрогенератор может использоваться и в роли основного источника электропитания. В этом случае генератор может беспрерывно работать по 6-8 часов в сутки. Подобная техника будет нуждаться в частом сервисном обслуживании и регулярных плановых ремонтах.
Как показывает практика, время межремонтного цикла среднестатистического электрогенератора мощностью 3-5 (кВт) составляет около 200 моточасов. Данное рабочее время можно приравнять к пробегу двигателя автомобиля около 10 000 – 15 000 (км).
Плановое техническое обслуживание генератора обычно осуществляется по следующей схеме:
- 30-50 моточасов: замена или чистка воздушного и топливного фильтров, зависимо от типа фильтрующих элементов.
От чистоты фильтров напрямую зависит качество топливо-воздушной смеси. Регулярный уход за фильтрующими элементами сделает работу электрогенератора более стабильной. При этом минимизируется расход топлива, а двигатель обеспечивает более экологичный выхлоп.
- 100 моточасов: замена моторного масла.
Первую замену масла рекомендуется делать сразу после обкатки привода, примерно через 30 моточасов.
Двигательное масло можно менять и 1 раз в год. В данном случае мастера исходят из ситуации, что раньше наступит.
При замене масла обязательно нужно учитывать рекомендации производителя электрогенератора. Новая смазка должна соответствовать определенной марке масла.
Мастера не рекомендуют экономить на замене масла. Старое масло утрачивает свои свойства, которые касаются текучести, прочности пленки, сопротивлению окислам и появлению пены.
Когда еще необходимо проводить ремонт генератора.
- 200 моточасов: конец ремонтного цикла требует выполнения весьма широкого перечня работ.
В список технического обслуживания можно включить:
- Замену свечи зажигания и проверку провода высокого напряжения
- Осмотр электрощеток и токопроводящих колец
- Осмотр обмотки ротора и статора
- Проверку подшипников
- Контроль тепловых зазоров на клапанах
Касательно замены свечи зажигания, если используется недорогая свеча, то ее можно менять ежегодно, вместе с моторным маслом. Замена бронепровода обычно производится вместе с каждой 3-й свечей.
Дополнительно нужно почистить все корпусные элементы электрогенератора от пыли и масляных потеков. Обязательно нужно удостовериться в целостности заземляющего провода и отсутствии окислов на его клеммном соединении.
В тщательном осмотре нуждается муфта, которая соединяет привод с возбудителем (преобразователем) электроэнергии. Некоторые генераторы используют вместо муфты приводной ремень. В таких моделях необходимо контролировать степень растяжения ременной передачи.
Генераторы с электронным запуском оснащаются аккумуляторным блоком. Пользователю следует контролировать техническое состояние АКБ.
Что еще нужно знать про сервис электрогенератора.
Капитальный ремонт генератора
Электростанция имеет множество трущихся пар, которые со временем приходят в негодность. Рабочий ресурс генератора составляет в среднем 1000 моточасов для моделей с бензиновым приводом и 2000 моточасов для дизельных агрегатов.
Говорится о ресурсе электрогенераторов малой и средней мощности от 3-5 до 5-7 (кВт), с воздушным охлаждением. Такие модели обычно отрабатывают в год максимум по 100-500 моточасов, зависимо от модификации.
Если говорить о более мощных генераторах, 8-10 (кВт) и свыше этого, в таких электростанциях обычно используется силовая установка с рабочим ресурсом на 5000-7000 моточасов, а в некоторых случаях и более того.
Мощные генераторы обычно рассчитаны на ежедневную эксплуатацию по 6-8 часов. В таких моделях нередко используется высокопроизводительный ДВС с 4-тактной схемой работы и 2-цилиндровой конструкцией.
Капитальный ремонт электрогенератора предусматривает широкий спектр работ:
- Перемотка ротора и статора
- Замена диодного моста и регулятора напряжения с электрощетками и кольцами
- Замена подшипников ротора
- Восстановление поршневой группы
- Ремонт или замена пускателя
Особого внимания требует ремонт силовой установки. Во многих случаях двигатель подвергается растачиванию блока цилиндров, что предполагает замену штатных поршней на ремонтные, с более крупным диаметром.
Меняются компрессионные и маслосъемные кольца. Дополнительно необходимо провести замену сальников клапанов. Как правило, в замене нуждаются и клапана, так как со временем они прогорают и деформируются.
Опытные мастера рекомендуют делать комплексную замену деталей и узлов силового агрегата. Даже если какие-то из запчастей не выработали полностью свой ресурс, их все равно лучше заменить. Ведь как показывает практика, старые нормальные запчасти не дотягивают по количеству моточасов до следующего капремонта.
Особенно актуален капремонт для электрогенераторов большой мощности. Более же простенькие модели, которые не так уж и дорого стоят, целесообразно менять на новые аналогичные решения.
При покупке нового генератора старую модель можно сдать на запчасти в любой сервисный центр по ремонту электроустановок. Вырученными деньгами можно частично компенсировать затраты на заказ нового агрегата.
Консервирование генератора
Если генератор должен по плану простаивать свыше 1 месяца, то оборудование рекомендуется подготовить к хранению.
Консервация проводится по следующей схеме:
- Слить топливо из бензобака.
- Запустить мотор, чтобы силовой агрегат выработал остатки топлива и сам заглох.
- При консервации генератора на длительный срок рекомендуется обновить моторное масло, если смазка двигателя долго не менялась.
Генератор рекомендуется хранить в сухом и хорошо проветриваемом помещении.
Опытные пользователи электрогенератора заводят силовую установку 1 раз в месяц буквально на пару минут. Как понятно, после каждого включения генератора нужно сливать топливо. Периодический запуск генератора предотвратит застой трущихся пар и контактных узлов, что нередко приводит к закисанию деталей.