Как правильно проводить ремонт электролобзика своими руками?

Ремонт электролобзика

В арсенале домашнего мастера обязательно присутствуют электроинструменты. Одним из полезных и незаменимых приспособлений является электрический лобзик, позволяющий резать различные материалы по прямой или извилистой линиям с визуальным контролем направления. Инструмент необычный, не нуждающийся в установке направляющих приспособлений, способный резать материалы под углом. Рассмотрим его внимательнее.

Устройство и принцип работы электролобзика

Схема электролобзика
Рисунок 1 — Устройство электролобзика

Электролобзик — это универсальный инструмент для резки разных, преимущественно листовых, материалов:

  • фанера;
  • МДФ, ДСП или ДВП;
  • гипсокартон;
  • пластик;
  • массив дерева (толщиной до 9 см, в зависимости от рабочей длины пилки).

Кроме этих материалов, электролобзик способен резать алюминиевые или стальные листы, надо только установить специальную пилку с мелким зубом. В отличие от дисковых пил, лобзик выполняет криволинейный рез, позволяя мастеру вырезать контуры различных геометрических фигур. Устройство несколько сложнее, чем у других электроинструментов, поскольку для работы необходимо преобразовать осевое вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение в направлении, перпендикулярном оси вращения ротора. Эту задачу решает специальный механизм, расположенный в передней части инструмента. Он обеспечивает движение штока вверх-вниз.

Для удобства и безопасности работы имеется опорная плита, скользящая по поверхности обрабатываемого материала. Пилка крепится к нижней части штока с помощью зажимного винта. Все элементы установлены в пластиковый корпус, верхняя часть которого является рукояткой с нажимной кнопкой и регулятором частоты вращения. Кроме основных функций имеется регулятор маятникового движения пилки, облегчающий резку плотных и твердых материалов. Опилки частично сдуваются с помощью крыльчатки, установленной на валу двигателя и выполняющей функции вентилятора.

Виды неисправностей

Лобзик фото
Рисунок 2 — Электролобзик в разобранном виде

Чаще всего, электролобзик выходит из строя из-за чрезмерно высоких нагрузок.

Они возникают при длительном пользовании, работе с неправильно выбранной пилкой или прочих эксплуатационных ошибках.

Основная, если не единственная причина всех неисправностей — разовая или постоянная перегрузка инструмента, мощность которого слишком низка для решения поставленных задач.

Во время работы все узлы и детали инструмента выдерживают усилия, способные вывести их из строя.

Это в равной степени относится как к механической, так и к электрической части лобзика. Возможные проблемы могут быть условно разделены по принадлежности к той или иной группе, поэтому следует рассмотреть их по отдельности.

Механические неисправности

Неполадки в работе лобзика механического типа возникают из-за поломок или износа узлов, деталей механизма. При этом, электродвигатель работает в штатном режиме, но добиться от инструмента нормальной работы не удается. Различают несколько типичных неисправностей:

  1. Во время работы полотно пилки сильно уводит в сторону. Чаще всего, причина такого состояния — загрязнение или износ деталей инструмента. Решением проблемы станет очистка и замена проблемных элементов.
  2. Шум, сильная вибрация или стук в редукторе. Появление подобных признаков, нехарактерных звуков или подергиваний инструмента свидетельствует о неполадках преобразователя — сильном загрязнении, высыхании или отсутствии смазки, износе или поломке зубчиков шестеренок. Решением проблемы становится осмотр механизма при снятой боковой крышке, обнаружение источника проблемы и замена отказавшей детали на новую, работоспособную.
  3. Во время распиливания лобзик бьет. Эта проблема возникает из-за поломок штока, маятникового механизма, появления большого количества пыли или прочих загрязнений на подвижных элементах. Эту неисправность устраняют путем замены или, реже, очистки проблемного узла от загрязнений.

Внимание! Все проблемы с механической частью электролобзика решаются достаточно просто, сложность заключается в определении дефектного узла или элемента. Как правило, они покрыты слоем черной смазки, к которой прилипает мелкая пыль от обрабатываемого материала. Перед тем, как приступить к осмотру и оценке состояния деталей, следует протереть их мягкой ветошью. После окончания работ необходимо вновь нанести смазку на все движущиеся элементы механизма.

Неисправности двигателя

Внутренняя схема электролобзика
Рисунок 3 — Внутреннее устройство.

Проблемы с электрической частью инструмента возникают довольно часто, поскольку нагрузка на нее велика и постоянна.

Мощность электродвигателей, устанавливаемых на подобные инструменты, обычно находится в диапазоне 600-900 Вт, а нагрузку на пилку приходится передавать через редуктор.

Поэтому общая нагрузка на электрическую часть близка к предельному значению и требует осторожности и внимания при работе.

Неполадки, часто случающиеся с электрической частью инструмента:

  • при нажатии кнопки лобзик не работает. Чаще всего, причиной такой ситуации становится отсутствие электропитания, вызванное поломкой кнопки или проблемами с сетевым проводом. Сначала всегда проверяют провод, прозванивая его тестером. Затем, если он в порядке, производят кратковременную подачу напряжения на электродвигатель напрямую, минуя кнопку. Если он начинает вращаться, проблема кроется в кнопке, которую надо ремонтировать или менять;
  • при появлении даже слабого усилия лобзик тормозит и останавливается. Эта проблема свидетельствует о выходе из строя якоря электродвигателя. Как правило, причиной становится короткое замыкание обмоток, которые способны создать импульс для вращения вхолостую, но для нормальной работы под нагрузкой мощности уже не хватает. Обычно подобные неисправности сопровождаются сильным искрением, потрескиванием, появляется характерный запах горелой изоляции. Оптимальный вариант — замена якоря или всего двигателя, но в отдельных случаях возможен восстановительный ремонт;
  • нестабильная работа, от лобзика пахнет гарью, обороты падают под нагрузкой. В таком поведении инструмента виноват слабый контакт с проводами питания или выход проводки из строя. Точно определить источник проблем можно только после снятия крышки. Обычно дефектный участок виден сразу — на проблемном контакте есть следы копоти, нагар, соединение сильно нагрето. Решением станет восстановление надежности контактов, пропайка, иногда необходима замена вышедшего из строя провода;
  • Искрение щеток во время вращения двигателя. Это признак, свидетельствующий о необходимости их замены. Графит, из которого изготавливаются щетки, со временем истирается, а при постоянном пользовании инструментом их ресурс заканчивается довольно быстро. Конструкция электродвигателей оснащена удобными гнездами, делающими замену щеток достаточно простым и быстрым мероприятием. Для замены необязательно обращаться к специалистам, поскольку щетки просто вставляются в соответствующие гнезда без каких-либо дополнительных действий.

Необходимо учесть, что любой ремонт электрической части инструмента производится по правилу «от розетки», т.е. сначала определяется наличие напряжения, затем проверяют состояние сетевого провода, кнопки и т.д.

Диагностика электромотора

Фото электролобзика в разобранном виде
Рисунок 4 — Диагностика электролобзика

Для выявления неисправностей электродвигателя необходимо произвести ряд диагностических мероприятий.

Для этого придется разобрать двигатель и приготовить мультиметр.

Затем надо выполнить следующие действия:

  • осмотрите двигатель, может оторван провод, есть скол, обожженные или закопченные участки;
  • измерьте сопротивление обмотки якоря: на тестере устанавливают диапазон 200 Ом (или в режиме прозвонки);
  • проверьте качество изоляции, поочередно прикасаясь одним щупом к пластинам коллектора, а другим — к сердечнику. Если обнаружится КЗ, придется менять обмотку;
  • проверьте качество изоляции между пластинами коллектора, поочередно прикасаясь щупами к соседним пластинам. Первую отмечают маркером, чтобы не сбиться. Если наблюдается разница сопротивлений более 120 %, придется менять якорь;
  • возможно возникновение межвиткового замыкания, но его мультиметром не определить. Если появляется подозрение на межвитковое замыкание, следует просто заменить ротор.

Для проверки статора выполняют следующие действия:

  • проверьте пробой обмотки на корпус: прикоснитесь одним щупом к выводам, а другим — к стальному корпусу;
  • проверьте сопротивления обмотки. Поочередно измерьте сопротивление на всех выводах. Если обнаруживается заметная разница в показаниях, значит, обмотка дефектная и подлежит перемотке;
  • проверьте состояния стальных пластин сердечника. Они должны быть уложены плотно, если обнаруживается расслоение, статор подлежит замене.

Важно! Проблемы с электродвигателем одинаковы на любых моделях, поскольку конструкция мотора у разных инструментов ничем не отличается.

Замена штока

Шток лобзика фото
Рисунок 5 — Шток

Шток лобзика — это деталь, к которой крепится пилка.

Во время работы он совершает возвратно-поступательные движения, испытывая максимальную нагрузку.

Для ремонта электролобзика своими руками потребуется извлечь неисправный шток, разобрав лобзик (снять переднюю крышку или боковую, если корпус состоит только из двух половин).

Надо извлечь неисправный шток и установить на его место новый элемент, следя за положением металлических деталей.

Перед извлечением следует внимательно осмотреть положение штока, запомнить, какие элементы входят в соприкосновение или взаимодействие, чтобы при установке нового штока ничего не изменить. Установленную деталь надо обильно смазать литолом, чтобы снизить износ и продлить ресурс.

Замена пилкодержателя

Пилкодержатель фото
Рисунок 6 — Пилкодержатель

Существует несколько видов пилкодержателей.

Менять их несложно, гораздо труднее отыскать такой же элемент на замену.

Процедура простая и не требует разборки лобзика, достаточно выдвинуть шток в крайнее нижнее положение.

Колодочные и винтовые держатели крепятся на двух винтах, поэтому замена не представляет сложности.

Если использован быстрозажимный пилкодержатель, придется потратить время и усилия на поиски замены.

Иногда отыскать ремонтный комплект можно только у производителя инструмента. Специалисты рекомендуют приобретать весь шток в сборе, так как перебирать быстрозажимный пилкодержатель своими руками сложно и нецелесообразно.

Замена щеток

Искрение и запах гари указывают на неоднородность режима работы обмоток. Обычно в этом виноваты щетки, которые износились и требуют замены. Во время работы графит понемногу стирается, длина щеток уменьшается, плотность контакта с поверхностью коллектора снижается. Неплотный контакт вызывает нагрев, сильное искрение, оплавляющее поверхность коллектора и разрушающее его пластины. Поэтому, при появлении первых признаков износа надо вынуть щетки, осмотреть их, и, при необходимости, поменять. Покупая щетки, рекомендуется иметь с собой старые как образец, чтобы не промахнуться с размером.

Помимо щеток, в двигателе могут оказаться проблемы с обмотками или пробоем изоляции. Все эти вопросы решаются только при разборке мотора и полном обследовании ротора и статора, прозвонке обмоток и определении дефектного узла. Принимать решение о ремонте или замене следует только после точного определения величины поломки, однако, для неопытного человека всегда проще (и правильнее) сразу приобрести новый двигатель.

Неисправность кнопки пуска

Кнопка пуска фото
Рисунок 7 — Кнопка пуска

Отсутствие реакции на нажатие кнопки обычно является следствием выхода из строя сетевого провода или самой кнопки.

В любой ситуации прежде всего определяют источник проблемы, наличие напряжения в розетке (возможно, просто не подключен удлинитель или отключен соответствующий автомат на щитке), состояние провода.

Когда окончательно выяснится, что причина отказа инструмента кроется в кнопке, ее меняют на новую или ремонтируют.

Часто на контактах внутри появляется нагар, препятствующий соединению. Его надо зачистить и собрать кнопку снова. Если же из строя вышла микросхема на регуляторе оборотов, придется произвести полную замену кнопки в сборе.

Ремонт регулятора оборотов на электрическом лобзике — инструкция

Чаще всего ремонтировать регулятор оборотов никто не берется, предпочитая сразу менять его на новый экземпляр. Однако, по разным причинам, иногда проще попытаться восстановить имеющийся регулятор. Его устройство несложное, отремонтировать такой узел может даже неподготовленный человек. Надо разобрать и внимательно осмотреть регулятор. Вышедший из строя элемент заметен сразу, он обуглен, покрыт копотью или просто потемнел. Весь ремонт заключается в замене сгоревшей детали. Если проблемным элементом является микросхема, проще полностью заменить регулятор.

Профилактика инструмента

Фото профилактики электроинструмента
Рисунок 8 — Профилактика

Продлить жизнь электролобзика поможет аккуратная и бережная эксплуатация, отсутствие перегрузок и чрезмерных усилий, исключение перегрева инструмента.

Номинальный режим работы указан в инструкции пользователя, которую перед началом работы следует внимательно изучить.

Кроме этого, надо регулярно производить профилактическое обслуживание инструмента:

  • очистка от пыли и грязи;
  • замена смазки;
  • периодический осмотр и своевременная замена щеток;
  • использование только подходящего инструмента;
  • соблюдение правил эксплуатации.

Выполнение этих несложных требований поможет увеличить срок службы электролобзика и освободит пользователя от необходимости ремонтировать или покупать новый инструмент.

Заключение

Любой ручной электроинструмент однажды выходит из строя. Причин поломок и неисправностей много, и большинство из них связаны с неграмотной или не бережной эксплуатацией. Для исключения подобных проблем следует заранее выяснить, с какими материалами работает лобзик, их толщину и параметры, какие пилки применяются для резки и когда их следует менять.

Все правила и требования изложены в инструкции, во время работы надо также следить за поведением инструмента. При появлении тревожных признаков, вибрации, запаха гари или иных симптомов, следует прекратить работу и обследовать инструмент. Вовремя обнаруженная и устраненная неисправность позволит увеличить срок службы электролобзика и сэкономит деньги на ремонтные работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
2lzz.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: